оксана (velliveye) wrote,
оксана
velliveye

"Щелкунчик" в Белкино

28 февраля на улицу выходить не хотелось - пасмурная погода, под ногами - лёд и вода. И всё-таки отважные  зрители пробирались к флигелю усадьбы Белкино. Там, в известном всему городу зале, было уютно, нарядно и торжественно.
Как всегда бывает при ожидании Сказки. И зрители - большие и маленькие - не обманулись в своих ожиданиях.
Сказка началась с настоящей волшебной музыки. Конечно, Чайковского - одного из главных музыкальных сказочников мира. Рояль, домра и балалайка составили удивительное трио, в исполнении которого симфоническая музыка стала воздушной и какой-то "домашней". Так, наверное, собирались в русских усадьбах на праздниках  - поиграть любимые пьесы и послушать рассказчиков или чтецов. Кстати, появился и Рассказчик. Он тоже был необыкновенный - дети сразу заметили, едва он появился из-за двери. Треуголка, нарядный яркий камзол, туфли с пряжками - согласитесь, облик в наше время свойственный разве что сказочникам и волшебникам. И он рассказал нам известнейшую сказку - так, как будто он был первым её рассказчиком, а мы -
первыми в мире слушателями истории о смелой девочке Мари и её деревянной игрушке Щелкунчике. И был перед нами то советником медицины, то его супругой, то девочкой, то мальчиком, то благородным Щелкунчиком, а то злым и наглым крысиным королём! Дети воспринимали эти метаморфозы совершенно как должное. Они быстро освоились с правилами игры, а музыка, сопровождавшая рассказ, совершенно совпадала с ним и по настроению и по ритму. Дети смеялись и замирали, как все другие дети в других городах и временах, когда им рассказывают сказку. Появление коронованной мыши о семи головах было встречено молчанием зала  - маленькие слушатели отказывались аплодировать злодею, не то чтобы сильно боясь, но явно не одобряя его поведения.
Конечно, не всегда внимание зрителей было поглощено рассказом на сто процентов. Я наблюдала родителей и детей, радостно делающих "селфи" во время спектакля, и грустно размышляла  о том, насколько современный человек утратил интерес к тому, что вне его. Не "спектакль, который мы посмотрели", а "мы смотрим спектакль" - такова будет тема выложенных в соцсетях фотографиях и видеозаписей. Уходит культура слушать, а ведь как раз те стены в которых всё происходило, должны помнить
не одного рассказчика, не одну прочитанную вслух книгу. Тем ценнее было то, что Михаилу Гантману - тому самому Рассказчику - удавалось завладеть вниманием зала и привести Историю к классическому, но по-прежнему радующему сердце, счастливому концу.
И была гордость за наших зрителей, не прервавших аплодисментами финальную музыкальную тему. И только потом вознаградивших всех артистов настоящей овацией. Видела я спектакль в Москве - то ли публика была невыдержанная, то ли невоспитанная. Короче, обнинцы показали себя и воспитанными, и чуткими.
Этот настоящий подарок устроил для всех желающих фонд "Усадьба Белкино". Мы часто называем концерты со свободным входом "благотворительными" - но как-то забываем о смысле этого слова. Данный вечер был действительно благотворительным, то есть творившим благо. И дело не только в том, что большинство зрителей было от реабилитационного центра "Доверие" (хотя если девочка с ДЦП в финале, по её словам, "чуть не пустилась в пляс" - я думаю, это уже благо, уже результат).
Дело в том, сколько добра и любви к искусству принесли создатели этого спектакля - режиссёр-постановщик Сергей Рубашкин (руководитель московской студии "Театр песни "Собеседник""), музыканты Народный артист России Михаил Горобцов (домра), лауреаты международных конкурсов Иван Кузнецов (балалайка) и Нэлли Пчелинцева (фортепиано) и исполнитель роли рассказчика Михаил Гантман.
Мне казалось, что постановка и площадка как будто нашли друг друга. И хочется верить, это не последняя сказка, рассказанная в этих стенах.
Tags: отчет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments